Быть или не быть российскому лизингу?

Комментарии к проекту второй части Налогового кодекса Российской Федерации

Сейчас в Государственной Думе рассматривается специальная часть Налогового кодекса РФ, уже принятая в первом чтении Постановлением N 2401-II ГД от 16 апреля 1998 года. В главе кодекса «О налоге на прибыль» отменено положение о механизме ускоренной амортизации. По мнению экспертов это приведет к значительному снижению активности в секторе лизинговых сделок. Для российских предприятий это будет означать потерю экономически выгодного, доступного и реально работающего способа привлечения инвестиций в производство.

Сегодня лизинг — один из самых эффективных механизмов приобретения основных средств предприятиями реального сектора экономики. Экономическая эффективность лизинговых операций определяется, в первую очередь, благоприятным налоговым режимом. Предприятие, получая в результате лизинговой сделки имущество, относит все платежи по ней на себестоимость, уменьшая тем самым размер налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. На себестоимость участники лизинговой сделки могут относить и проценты по заемным средствам. Кроме того, передаваемое имущество может учитываться на балансе одной из сторон договора о лизинге (по согласованию). И, наконец, самое главное преимущество лизинга — возможность сегодня применять ускоренную амортизацию к объектам лизинговых сделок с коэффициентом не выше трех. В условиях ограниченности внутренних ресурсов и отсутствия долгосрочного банковского финансирования многие производственные предприятия, особенно малые, все активней прибегают к лизингу как к одному из самых доступных для них инструментов привлечения инвестиций.

Амортизационная политика Налогового кодекса
Российские предприятия применяют сегодня равномерный (линейный) способ списания стоимости, суть которого состоит в том, что норма амортизации каждый год умножается на первоначальную стоимость имущества, таким образом сумма амортизационных отчислений каждый год одинакова. Стороны лизинговой сделки вправе применять к имуществу, передоваемому по договору, ускоренную амортизацию с коэффициентом не выше трех, то есть списание стоимости имущества происходит также равномерно, но в три раза быстрее. При этом амортизация, не являясь реальным оттоком денежных средств предприятия, уменьшает базу для расчета налогооблагаемой прибыли. Деньги, освободившиеся в результате уменьшения величины налога на прибыль, предприятие может направить на развитие производства.

Использование механизма ускоренной амортизации выгодно не только отдельным предприятиям, но и — государству в целом. Позволяя производственным предприятиям уменьшать налогооблагаемую базу сегодня, государство тем самым создает условия для увеличения налоговых поступлений в бюджет завтра. Причем не за счет увеличения ставок налога, а за счет развития производства.

Проект Налогового кодекса (статьи 294 — 297) вводит новый метод начисления амортизации — метод уменьшающегося остатка. Базой для расчета амортизационных отчислений в этом случае является не первоначальная (балансовая) стоимость имущества как раньше, а его остаточная стоимость, то есть постоянно уменьшающаяся величина. По новым правилам все амортизируемое имущество разделено на семь групп. Для каждой из них установлена своя норма ежемесячных амортизационных отчислений. Указана и специальная (ускоренная) норма амортизации, которую могут применять организации, использующие основные средства для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности.

Непосредственно о лизинге говорится только в пункте 4 статьи 295: «…имущество, взятое в финансовую аренду по договору финансовой аренды (договору лизинга), включается в соответствующую амортизационную группу и учитывается на балансе у арендатора по цене оборудования на дату передачи (у арендодателя имущество, переданное в финансовую аренду, учитывается за балансом). Разница между ценой оборудования на дату передачи в финансовую аренду и общей суммой платежей, предусмотренных договором финансовой аренды признается процентами по коммерческому кредиту», то есть использование механизма ускоренной амортизации для лизинговых сделок в проекте Налогового кодекса не предусмотрено.

Расчеты амортизационных отчислений по третьей группе имущества (машина и оборудование, норма амортизации 2% в месяц), проведенные по правилам, устанавливаемым проектом Налогового кодекса, показывают, что, если в первый год списывается 21.5%, то затем величина амортизационных отчислений резко снижается: в третий год она составит 13.2%, в пятый год — 8.1%. Таким образом, за десять лет компания списывает всего 91.5%, и остается несамортизированным почти 9% от стоимости имущества. Учитывая, что Проект разрешает списывать остаточную стоимость имущества единовременно (когда она достигла размера не менее 10 тыс. руб), срок амортизации имущества, принадлежащего к группе транспортных средств, займет более 7 лет. Реалии же экономической деятельности в России таковы, что разумный срок действия лизингового договора не превышает 3-5 лет.

Кроме того, наличие остаточной стоимости даже по истечении десяти лет амортизации создает дополнительные трудности для участников рынка лизинговых услуг. На сегодняшний день отражение остаточной стоимости при завершении лизинговых сделок в случае, если имущество переходит с баланса на баланс, вызывает много вопросов с точки зрения бухгалтерского учета и налогообложения.

Хочется напомнить, что в 1997 году Министерством Финансов был разработан и утвержден логичный, прогрессивный документ — Положение по бухгалтерскому учету («Учет основных средств» (ПБУ-6/97), Приказ Минфина от 3.09.97 г). В нем наряду с привычным линейным способом начисления амортизации были предусмотрены новые методы, например: способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). Безусловный интерес для лизинговых компаний представляет способ списания стоимости по сумме чисел лет полезного использования, являющийся разновидностью ускоренной амортизации.

По нашему мнению, в Налоговом кодексе необходимо сохранить все возможные варианты, перечисленные в ПБУ-6/97, и, в первую очередь, — метод списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования. Кроме того, необходимо предусмотреть, чтобы срок полезного использования мог устанавливаться с учетом договора финансовой аренды не только в отношении оборудования, для которого не установлен срок в других нормативных документах, но и — в отношении движимого имущества, принадлежащего к активной части основных производственных фондов и сданного в лизинг. Чтобы исключить возможность злоупотреблений, можно установить ограничение в применении указанного метода. Например, применять его только в том случае, если продолжительность договора лизинга составляет не менее трех лет.

Это позволит механизму финансовой аренды сохранить свое преимущество, ускоренную амортизацию, и остаться наиболее привлекательным механизмом финансирования российскими предприятиями затрат по обновлению своих производственных мощностей.

Правила учета лизингового имущества
В последнем абзаце параграфа 4 статьи 295 содержится положение: «При этом имущество, взятое в финансовую аренду по договору финансовой аренды (договору лизинга), включается в соответствующую амортизационную группу и учитывается на балансе у арендатора по рыночной цене имущества на дату передачи (у арендодателя имущество, переданное в финансовую аренду, учитывается за балансом)».

Данная формулировка ограничивает возможность учета лизингового имущества как на балансе лизингодателя, так и на балансе лизингополучателя, и сводит лизинг к понятию «аренды с правом выкупа». Это искажает налоговую природу финансовой аренды. Сложившаяся на сегодняшний день ситуация устраивает всех участников лизингового рынка. Опросы участников которого показали, что существующая практика свободного выбора балансодержателя лизингового имущества устраивает всех. Необходимо сохранить эту практику и в дальнейшем.

Если же возобладает мнение специалистов налоговых органов о том, что такую свободу сохранять нельзя, то наиболее целесообразным будет осуществлять учет лизингового имущества на балансе лизингодателя.

Лизинг — большая надежда малого бизнеса
Конференция «Роль лизинга в развитии малого и среднего предпринимательства России», проведенная Группой по развитию лизинга Международной Финансовой Корпорации 27 июля 2000 г., собрала представительный форум участников, среди которых были представители малого бизнеса, лизинговых компаний, финансовых институтов, структур поддержки бизнеса, федеральных и региональных органов власти.

В выступлениях участников конференции звучало беспокойство за судьбу лизинга в России.

Газман Виктор Давидович, генеральный директор лизинговой компании»Гарантинвест»: «Если в Налоговом кодексе будет отменен действующий в настоящее время порядок начисления ускоренной амортизации с коэффициентом 3 для цели налогообложения и право выбора сторонами договора лизинга балансодержателя, то необходимость в дальнейшем обсуждении Закона «О лизинге» отпадает. Принятие второй части Налогового кодекса в представленном сегодня виде поставит точку в истории лизинга в России».

Зиновьев Николай Сергеевич, президент компании ДельтаЛизинг: «Если вторая часть Налогового кодекса будет принята в представленном виде, то лизинговая отрасль в России перестанет существовать, и никакими подзаконными актами потом не удастся сгладить возникнувшие проблемы, все просто уйдут в оффшоры».

Мороз Софья Ароновна, генеральный директор Сибирской лизинговой компании: «Я считаю, что, если нововведения, записанные в проекте Налогового кодекса будут приняты, то лизинг в России просто умрет, потому, что он потеряет всякий смысл и станет экономически невыгоден».

Депутат Государственной Думы Гвоздева Светлана Николаевна предложила создать рабочую группу, которая совместно с Подкомитетом по вопросам государственной политики развития предпринимательства и привлечения инвестиций рассмотрит поступившие в Думу законопроекты о внесении поправок к Закону «О лизинге» и представит на парламентские слушания приемлемый вариант. Участники конференции поддержали инициативу С.Н. Гвоздевой и предложили не ограничивать деятельность группы только Законом «О лизинге», а подключить ее к работе над законопроектами, вносящими изменения в налоговое, таможенное, валютное законодательство и регулирующими финансовую аренду (лизинг).

Резюме: если в Налоговый кодекс не будут внесены поправки, то после вступления его в действие лизинговых компаний в России может просто не остаться, поскольку приравнивание лизинга к другим видам деятельности сделает его непривлекательным как для инвесторов, так и для производителей и получателей оборудования.

Добавить комментарий