Но областной закон о поддержке инвестиций написан не для малых предприятий.
После кризиса наметился подъем производства в среде малых и средних предприятий. При этом многие инвесторы заявляют о том, что предпочитают вкладывать именно в этот сектор экономики. Подъем мог быть и круче, но освоить с прибылью валютный кредит не так просто. Вот если бы малые производители имели инвестиционные льготы… Но в областном инвестиционном законе не предусмотрены льготы для инвестиций в малый бизнес. Внесение дополнений в этот закон могло бы решить некое противоречие, которое сложилось между намерениями инвесторов и реальными возможностями получения инвестиционных льгот для малого бизнеса.
Малый бизнес пользуется успехом у инвесторов.
После августа 1998 года на российском рынке осталось немного инвесторов — и иностранных, и отечественных. В Ростове из числа иностранных инвесторов, готовых вкладывать в производство, остались фонды «США-Россия» и Южно-Российский венчурный фонд ЕБРР. Потенциальные суммы венчурных инвестиций — до $ 3 млн. Предприятия, в которых доля государства 20% и более, венчурный фонд не инвестирует. «Мы здесь для того, чтобы стимулировать развитие частного бизнеса», — говорит старший аналитик представительства Виктор Моисеев. Особенность венчурного капитала в том, что он финансирует идеи, а это значит, что именно частный малый и средний бизнес может быть его партнером. По мнению Виктора Моисеева, в Ростове есть свободные экономические ниши для частного предпринимательства, освоение которых принесет немалую прибыль, например производство упаковочной продукции.
Инвесторы фонда «США-Россия» активно кредитовали донских производителей и сферу услуг до кризиса, причем партнером фонда был исключительно малый бизнес. Руководство представительства полно оптимизма и сейчас. «В кризисе есть положительные моменты, — считает вице-президент фонда «США-Россия» Николай Зиновьев. — Это сокращение импорта. На товарных рынках освободились громадные ниши. Сейчас есть реальная возможность перейти от торговли к производству. Именно небольшие компании при наличии дополнительных источников финансирования могут за очень короткие сроки стать крупными и обеспечить поступление денег в бюджет. Мы делаем ставку на малый бизнес. В бизнесе, как и в обществе, существует закон эволюции: от малого к большему. Гиганты, созданные в условиях командно-административной системы, оказались нежизнеспособны в рыночных условиях. Крупные предприятия не могут существовать без инфраструктуры, создать эту инфраструктуру можно только при развитии малого бизнеса. Кроме того, в малом бизнесе умеют считать деньги. Поэтому, на наш взгляд, региональная поддержка должна начинаться с малого и среднего бизнеса, она должна быть целевой, усилия должны быть направлены на базовые отрасли при очень четко направленном льготировании».;
Многим крупным предприятиям сейчас не до развития, им нужны деньги на «проживание», поэтому вкладывать в них деньги, как считают инвесторы, — все равно что спасать «Титаник».; Поэтому, например, банк «Центр-инвест» предпочитает работать с малым бизнесом. По словам заместителя председателя правления банка «Центр-инвест» Василия Высокова, очень трудно добиться от крупных директоров внятного ответа на вопрос, для чего нужны инвестиции. Позиция многих: «Дайте денег, когда верну — не знаю, если вообще верну».; При этом почему-то упускают из вида, что продукция интересует производителя, инвестора же интересует только прибыль.
Ставку на малый и средний бизнес сделала лизинговая компания «РКМ Лизинг-центр».; По словам ее директора Евгения Балалы, имеющего большой практический опыт лизинговой деятельности («Город N» писал об этом в № 22), раньше это было не принципиально, просто крупные государственные предприятия к ним не обращались.
«Я сам работал на крупном предприятии, — говорит Евгений Балала, — и в возрождение бывших социалистических гигантов не верю. То отношение к малому бизнесу, которое демонстрируют наши власти, — констатация их отношения к экономике вообще. На фоне Москвы, Самарской, Нижегородской областей мы выглядим архаичным и полусоветским образованием».;
Малому бизнесу нужны инвестиционные льготы
Справка N. По данным статистики, после кризиса доля малых предприятий в объеме промышленного производства области выросла с 9,8% до 12%.
Развитие малых производителей могло быть и более активным. Иностранные инвесторы готовы вкладывать деньги в малый бизнес: падение рубля создало определенную выгоду — вложения в валюте в наше производство стало для них дешевле. Но для малого и среднего бизнеса, работающего в основном на рублевом рынке, получить необходимый для инвестора уровень рентабельности в валютном эквиваленте при нынешнем курсе доллара и в условиях снижения покупательной способности очень и очень сложно. Производителям нужны льготы. Но в принятом более года назад областном инвестиционном законе нет положений, регламентирующих возможность получения льгот небольшими производителями. До инвестиций $ 10 млн, дающих право на получение льгот, им не дотянуть: не те масштабы. Попасть в инвестиционную программу можно только теоретически. По словам начальника управления экономики Министерства экономики и международных внешнеэкономических связей Ростовской области Ларисы Победенной, в программу включены предприятия, прошедшие конкурсный отбор при составлении федеральной программы социально-экономического развития области до 2001 года и рекомендованные отраслевыми министерствами. Для таких условий малый бизнес слишком мал. Даже тем, кто занят в приоритетной отрасли — сельхозпереработке, не ясно, куда идти со своим проектами. По словам Евгения Балалы, очень много хороших проектов не воплощаются в жизнь, потому что у малых производителей нет никаких льгот, страхового фонда.
Не пользуются регламентируемыми правами в законе и инвесторы, вкладывающие деньги в малый бизнес. Закон, как говорится, сам по себе, а они — сами по себе. Планка инвестиционных льгот — $ 10 млн. — от суммы венчурных инвестиций и фонда «США-Россия» слишком далека. Возможно, поэтому венчурные инвестиции на Западе — индустрия, у нас — единичный случай («Глория Джинс»). В таких условиях инвестиционные льготы для небольших производителей были бы весьма кстати. У нас же до сих пор нет пакета документов по малому бизнесу.
Льготы для малого бизнеса могут быть выгодны не только ему
Инвесторы отдают предпочтение именно этому сектору экономики, и это неслучайно: вложения в него в каждом конкретном случае не велики, но высокоэффективны и быстро окупаются. Мобильность небольших предприятий позволяет быстро реагировать на изменения на рынках сбыта. В среде малого и среднего бизнеса быстро формируется конкурентная среда, легко внедряются новые технологии, появляются новые идеи.
Одной из причин резкого снижения производства и медленного его подъема в странах, переживших перестройку, аналитики называют преобладание в экономике крупных промышленных гигантов. Неповоротливость, сложность перестройки, большие капитальные вложения многих предприятий становятся определенным тормозом. Развитие малого бизнеса создаст инфраструктуру для существования крупных предприятий, тем самым повысит и их инвестиционный потенциал.
По мнению банкиров, на руках у населения Ростовской области находится $ 200 млн. Часть этих средств вполне могла бы стать инвестициями, которые так необходимы донской экономике. Когда доверие к государству потеряно, развитие малого бизнеса — реальный путь привлечения этих внутренних инвестиций. Надо только законодательно создать для этого выгодные условия. Без них значительная часть денежной массы будет по-прежнему обслуживать теневой сектор.