Для успешного развития российской экономики, по мнению президента компании «ДельтаЛизинг», вице-президента Инвестиционного фонда США-Россия Николая Зиновьева, необходимо создать условия для здоровой конкуренции
— Вы работаете с теми предпринимателями, которые решили вложить средства в покупку нового оборудования. Поэтому вам, как никому другому, видны изменения в экономической обстановке в части угасания или, наоборот, роста деловой и инвестиционной активности. Из этого вытекает первый вопрос: какова температура предпринимательской среды сегодня?
— Судить о настроениях в предпринимательской среде позволяют следующие цифры: если до кризиса в портфеле «ДельтаЛизинг» было 15 проектов, то сегодня — уже более 80. Рост объемов производства, продаж, потребительского спроса — налицо. На наших глазах малые предприятия, производящие качественную импортзамещающую продукцию превращаются в средние и крупные. Причем если раньше при оценке перспектив бизнеса мы уделяли особое внимание анализу уровня конкуренции на данном рынке продукции или услуг, то сейчас этот фактор ушел на второй план. Рынок стал более емким, точка насыщения по ряду направлений отодвинулась на 3-5 лет.
Новый всплеск активности мы наблюдаем даже в тех отраслях, которые для себя раньше отнести бы к разряду низкорентабельных. В настоящее время их инвестиционная привлекательность значительно выросла. В частности, это относится к упаковочной индустрии, которая казалась малоперспективной накануне кризиса 1998 года.
Косвенным подтверждением увеличения предпринимательской активности в производственном секторе служит рост числа продаж оборудования. В таких отраслях, как полиграфия и деревообработка, наблюдается настоящий «бум». Если до кризиса оборудование стоимостью в 200-300 тысяч долларов практически не приобреталось в малых городах России, в основном по причине низкой доходности подобных проектов на фоне сверхдоходных спекулятивных торговых операций по импортной продукции, то сегодня это уже вполне по силам местным бизнесменам.
Кроме того, предметом покупки сейчас выступает, как правило, не просто оборудование, а самое высокотехнологичное импортное оборудование. Часто происходит так, что российские дилеры не успевают учить своих людей, как его налаживать, и приходится приглашать специалистом непосредственно с предприятий-производителей подобного оборудования. А ведь не так давно в основном приобреталось бывшее в употреблении оборудование среднего класса.
— Каковы «точки роста» в российской экономике?
— Если рассматривать реальный сектор, то прежде всего это предприятия, выпускающие импортзамещающие товары народного потребления и продукты питания, полиграфическую и мебельную продукцию, оказывающие телекоммуникационные услуги. Несмотря на пророчества пессимистов о краткосрочности послекризисного эффекта на этих производителей, дела у подобных предприятий по-прежнему обстоят хорошо — по данным Госкомстата, доля импорта в ресурсах, предназначенных для внутреннего рынка, упала до 25,3% по сравнению с 26,6% в марте и 25,7% в феврале, а значит, процесс импортзамещения продолжается. Говорить об экспорториентированных, мобильных предприятиях с низким уровнем постоянных издержек будет вовсе излишним.
— Какая стратегия развития принесла успех?
— Победил не тот, кто производил «вал», а тот, кто во главу угла поставил не количество, а качество. Крепко стоят на ногах те, кто изначально был сориентирован на так называемый средний класс или средний ценовой слой потребителя, то есть выпускает продукцию хорошего качества и не очень дорогую, конкурентоспособную как по цене, так и по качеству. Захватил рынок тот, кто производит продукцию, адекватную по качеству восточно-европейской. Изделия, относящиеся к классу top-quality, по-прежнему приобретаются в большинстве импортные.
И еще один момент: предприятия, которые не связывали свою инвестиционную политику в части закупки высокотехнологичных средств производства с результатами парламентских и президентских выборов, значительно опережают тех, кто только в начале 2000 года начал «раскручивать» свой бизнес.
— Есть ли настораживающие вас признаки в развитии экономической ситуации?
— Вызывает серьезные опасения отсутствие девальвации рубля при продолжающемся росте цен. Необходимо пропускать рубли через экономику, иначе это может привести к взрывоопасной обстановке. Если раньше государство играло с долговыми обязательствами, то теперь мы видим другую, но тоже очень опасную игру со стороны ЦБ — в стабильный рубль, который не имеет ничего общего с экономикой. Исправить сложившуюся ситуацию сегодня можно, если, например, снизить обязательную продажу экспортной выручки с 75 хотя бы до 50%.
Настораживает и тот факт, что не меняется модель экономики. Она остается ориентированной на экспорт природных ресурсов: основная ставка делается на благоприятную конъюнктуру на мировых рынках нефти, газа. В результате четырехкратной девальвации рубля повысилась конкурентоспособность экспортеров леса и наиболее качественных продуктов переработки. К огромному сожалению, по-прежнему нет национальной промышленной политики. Пора в конце концов определиться: хотим ли мы иметь свою промышленность или в течение следующих трех-пяти лет мы плавно прикатимся снова к ситуации, когда импорт товаров будет объективно более выгодным как для предпринимателей, так и для потребителей. Та фора, которую мы получили в результате значительного роста экспортной выручки, не будет существовать вечно. Государство должно разработать и принять комплекс мер. Например, снять ввозной НДС, а также рассрочить или упразднить таможенные платежи на импортируемое высокотехнологичное оборудование. Поднять за год машиностроение не под силу никакому государству. Это капиталоемкий и долгий путь. А вот открыть дорогу на этот период для переоснащения на современном уровне востребованных рынком секторов промышленности можно и нужно.
В части налогового законодательства уже происходят положительные для производителя изменения. Так, с 4 до 1% снижен налог с оборота. Ведь когда он был введен, половина предприятий ушла в «серый» сектор экономики. Этот налог противоречил разумной промышленно-ориентированной государственной политике. Получалось, что если предприятие выпускает продукцию, то платит этот налог со всего объема выручки, а если торгует импортным ширпотребом, то лишь с торговой наценки.
В то же время подготовленный к обсуждению в Государственной думе проект второй части Налогового кодекса исключает даже понятие ускоренной амортизации при лизинге оборудования, что по сути ставит крест на одном из немногих реальных источников получения долгосрочных инвестиций для отечественных производителей. (Об этом более подробно читайте в рубрике «Мониторинг законодательства». — Ред.)
— Существуют ли, и если да, то в чем выражаются отличия между предпринимателем середины и конца 90-х годов?
— Безусловно, да. Предприниматель 94-95-х годов и сегодняшний — это «небо и земля». Уровень предпринимателя как управленца значительно возрос. Большинство тех, кто не мог представить элементарные сведения о своем бизнесе раньше, теперь имеют системы бухгалтерского и управленческого учета на предприятии. А по-другому и нельзя. Растет тот, кто умеет разговаривать с инвесторами. Руководители предприятий растут вместе со своим предприятием, учась как на собственном опыте, так и за счет носителей зарубежных технологий.
Наша справка
Около 2,5 тысяч малых и средних предприятий России от Южно-Сахалинска до Новороссийска начиная с 1994 года получили долгосрочные кредиты Инвестиционного фонда США-Россия, который за свою пятилетнюю деятельность осуществил инвестиций на общую сумму более 250 млн долларов. В настоящее время фонд работает с 25 наиболее устойчивыми российскими банками, с помощью которых финансирование доводится до предприятий-заемщиков.
В 1999 году Фондом была создана лизинговая компания «ДельтаЛизинг», осуществляющая свою деятельность в 10 регионах РФ и предоставляющая в финансовый лизинг высокотехнологическое оборудование наиболее динамично развивающимся предприятиям из среды малого и среднего бизнеса.
— На ваш взгляд, кого надо поддерживать: сильных или слабых?
— Помогать надо сильным, тем, кто стабильно и динамично развивается, никого не надо поддерживать. Неэффективный собственник должен уйти. Не все рождены бизнесменами. Мы работаем только с теми, у кого есть первичная история успеха. На ней можно построить большой успех. Именно таким предпринимателям мы помогаем расти, становясь частью этого роста.
— В последнее время мы часто слышим и читаем о необходимости создания благоприятного инвестиционного климата. Какие условия, вы считаете, нужны для этого?
— Если в экономике будут созданы условия для здоровой конкуренции, тогда будет в стране и инвестиционно-привлекательный климат, о чем так много говорят. Рынок, где нет конкуренции, обречен иметь искаженную картину услуг, и, в конечном счете, происходит искажение, ухудшение качества самих услуг.
— Что мешает развитию здоровой конкуренции в российской экономике?
— Это целый комплекс вопросов. Здоровая конкуренция там, где равные условия получают все участники рынка, в том числе резиденты и нерезиденты. Так, на рынке финансовых услуг конкуренция на сегодняшний день практически отсутствует. Монобанковская система, неразвитый рынок небанковских финансовых услуг свидетельствуют о пассивной позиции государства в создании объективных условий для появления на рынке долгосрочного иностранного капитала. Я не согласен с теми, кто считает, что иностранные компании придут, соберут все сливки, а деньги переведут «за бугор» и этим все закончится. Нужно отличать игроков с маржинальными интересами, которые есть везде, от иституциональных инвесторов, нацеленных на развитие локальной инфраструктуры, создание полноцикличного производства в российских регионах.
Если придут серьезные инвесторы на наш рынок, готовые вкладывать в производство на срок от трех до десяти лет, отечественные предприятия получат так им необходимые средства производства. Для этого необходимо создать абсолютно одинаковые правила игры для всех, а значит, внести изменения в гражданское, валютное, налоговое и таможенное законодательства. Тем самым мы привлечем громадные объемы капитала на наш рынок.